Павловская сельская модельная библиотека — филиал №12
logo
Павловская сельская модельная библиотека — филиал №12
Республика Башкортостан, Нуримановский р-н., с. Павловка, ул. Карла Маркса, д. 33
тел. +7 (347-11) 1-11-11, факс: +7 (347-11) 1-11-11; e-mail: pav-biblioteka@yandex.ru

115 лет со дня рождения писателя-земляка Сагита Мифтахова

Родился 10 января 1907 года в д.Кызыл-Яр (Красная Горка)Нуримановского района Республики Башкортостан. После окончания начальной школы учился на учительских курсах в г.Уфе В 1922 году, после окончания советской партийной школы в г.Стерлитамаке, областной партийный комитет Стерлитамака направил в Москву в Коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ).
Успешно окончив университет, возвратился в Башкортостан и преподавал в школе. В 1930 году его назначили заведующим отделом культуры и пропаганды партийного комитета Баймакского района. Здесь он организовал выпуск газеты «Кызыл Баймак (Красное знамя)», исполнял обязанности ответственного редактора.
Знакомился с жизнью рабочих Тубинского и Сибайского золотых приисков, активно участвовал в организации колхозов, собирал материалы для будущих произведений. В 1935 году он был назначен директором Башкирского академического и Русского драматического театров.
В 1941 году добровольцем ушел на фронт и в феврале 1942 году погиб смертью храбрых.
Творчество
В литературу пришел во второй половине 1920-х годов. с пьесой «В стране панов». В основе произведения лежит идея пролетарского интернационализма. Проблема социального разлома в стране изображена в пьесе «Сакмар». Изображая победу нового над старым, он впервые сумел увязать её с борьбой за духовно-нравственное совершенствование людей.
Юлай и Айхылу, основные герои пьесы, являются в башкирской драматургии 1930-х годов новаторскими, самыми значительными образами современников. По мотивам этой драмы в 1943 году Пейко Николая Ивановича в соавторстве с Масалимом Валеевым написал оперу «Айхылу», которая с успехом шла в Татарском театре оперы и балета имени Мусы Джалиля.
Новаторство его было обусловлено и новой социально-классовой природой драматического конфликта. В основе драмы «Зимогоры» (1936) лежат реальные события, происходившие на золотых приисках братьев Рамиевых, классовая борьба между наемными рабочими-сезонниками и хозяевами рудника. Во второй половине 1930-х годов создал пьесы, которые вошли в золотой фонд башкирской драматургии, среди них – «Дружба и любовь» (1939), «Дочь степей» (1940), называемые и драмами характеров.
В драме «Дружба и любовь», являющейся продолжением «Сакмара», основное внимание автора направлено на семейные взаимоотношения в новом, социалистическом обществе. Новаторскую сущность произведения предопределяет мера ценности – участие человека в общественно полезном труде.
Драма «Дочь степей» также поднимает проблему взаимоотношений коллектива и личности. Пьесы «Дружба и любовь», «Дочь степей» окончательно утвердили его в башкирской драматургии 1930-х годов героев нового типа.
Творческая практика окончательно расшатала стихию тех форм и изобразительных средств, которые были связаны с этнографизмом с одной стороны, с натурализмом и схематизмом – с другой. Драматург внес большой вклад и в создание национального репертуара Театра оперы и балета. Оперы «Сакмар», «Акбузат», написанные на его либретто, и поныне пользуются огромным успехом у зрителей.
Изданные произведения
В стране панов: драма.- Уфа:Башгосиздат,1932.-48с.;1946.-68с.
Сакмар.Уфа-Казань:Башгиз,1934.-144с.
Дружба и любовь:пьеса.Уфа:Башгосиздат,1939.-102с.
Дочь степей:драма.Уфа:Башгосиздат,1940.-108с.
Пьесы/Послесл.М.Гайнуллина.Уфа:Башкнигоиздат,1976. -216с.
О нём:
Гайнуллин,М.Ф Драматургия С. Мифтахова/М.Ф.Гайнуллин.Уфа:Башкнигоиздат,1959.-130с.
Гайнуллин,М.Ф. Писатели советской Башкирии:биобиблиографический справочник.Уфа,1969.-255-263с.
Писатели земли башкирской:справочник/сост.Р.Н.Баимов, Г.Н.Гареева, Р.Х.Тимергалина. – Уфа:Китап,2006. -279-280с.
Тимергалина,Р. Писатели советской Башкирии: указатель литературы 1917-1978/Р.Тимергалина.Уфа, 1980.-112с.